Традиционные норвежские варежки из Сэльбу
Selbu — это область в центральной Норвегии, родина знаменитых узорных вязаных варежек.
В 19-м веке вязание было уже хорошо устоявшимся ремеслом повсюду в Европе, им занимались как женщины, так и мужчины. Оно процветало в Северной Европе, особенно в Скандинавии и Британии.
Традиция Сэльбу зародилась в нескольких десятках километров от Трондхейма, на берегу озера Сэльбу, в одноименной деревушке, всего в 230 милях от Полярного круга. Здесь произошел тот редкий случай, когда имя основателя этого промысла осталось известным.
Было обычным правилом для местных девочек вязать что-нибудь в то время, пока пасется скотина. Летом 1856 г. Марит Гульдсет работала на одного богатого фермера. Какая-то вязальщица на ферме связала для него носки с черными узорами, которые вились вверх по ноге, и он попросил Марит связать ему еще одни такие же. Марит начала пробовать. Наверное, в ней была творческая жилка, она все лето придумывала новые узоры.
Норвегия имела вековые традиции в ткачестве и вязании, поэтому Марит изучала текстиль всю свою жизнь: вышивку и тканые ковры делали ее мать, бабушка, тетки, кузины и соседки. И в возрасте 16 лет Марит создала узор под названием Selburose — роза Сэльбу, узор из натуральной черной шерсти на белом фоне.
В одно из воскресений Марит и ее сестра появились в церкви в варежках с новым узором, что вызвало настоящий переполох у всех местных женщин. Новый рисунок на варежках так им понравился, что каждая захотела иметь такие же, и он быстро распространился от фермы к ферме.
Вскоре “роза Сэльбу” перекочевала в народный костюм этой области, заменив варежки, которые носили ранее. Они стали одеждой для особых случаев, их стали использовать в качестве подарков в свадебном ритуале.
Выйти замуж для девушки из Сэльбу не было простым делом. Она задолго начинала готовиться к свадьбе. Сначала она должна была связать специальную пару чулок с Сэльбу-розой для жениха, затем для отца жениха, затем для братьев, шуринов и крестников. Мать жениха получала новое платье, а сестры и невестки — по новой блузе. Все это было, конечно, ручной работы, и было обязанностью невесты.
Все мужчины, приглашенные на свадьбу получали в подарок и уносили домой новую пару варежек. Правда, их вязала не невеста, а жены приглашенных мужчин, они передавались невесте за несколько дней до свадьбы. Варежки вывешивались напоказ, и невеста внимательно следила, чтобы мужчина получил варежки, связанные именно его женой. Если Эрлинг приносил домой варежки, которые связала жена Карла, то невеста в этом случае выглядела очень глупо.
Первый большой магазин в Сэльбу был открыт Фредриком Бирхом в 1860 году. Успешный бизнесмен, Бирх открыл магазин, ферму, пекарню, почту, а также горный прииск. Когда он посещал Промышленную выставку в Осло в 1883 г., он захватил с собой несколько пар вязаных варежек. Таким образом, они были впервые представлены широкой аудитории за пределами деревни. Они были так популярны, что по возвращении Бирх с партнером стали скупать или брать на реализацию варежки у местных вязальщиц. Продавая их торговцам из других областей, они в конце 1890-х зарабатывали 500 норвежских крон ежегодно, имея доход с каждой пары 1-2 кроны.
В начале века горная добыча пришла в упадок и сотни мужчин потеряли работу. Роль кормильцев семьи взяли на себя женщины, занимаясь продажей своего вязания. Вязаные варежки, перчатки, шапки, шарфы, носки и чулки продавались или обменивались на кофе, сахар, табак и более крупные вещи, такие как обувь или одежда. Имея мало наличных денег, норвежская семья вполне могла выжить благодаря собственным овощам, мясу, рыбе и продаже вязания.
По всей Норвегии в это время стали формироваться организации Husflid (Норвежская организация домашних художников и ремесленников), которые преследовали две цели: поддержка традиционных ремесел путем обеспечения инструментами и материалами, а также создание торговой площадки для продажи ремесленниками своих изделий. Марит сдала первую свою пару черно-белых узорных варежек в Трондхеймский Хусфлид в 1897 г.
Для многих вязание было основным источником дохода, поэтому вязали везде, где только было можно. Даже на ходу, идя с фермы на поле или из дома в магазин, находили возможность провязать несколько петель. Считалось, что носок можно было связать на ходу, пройдя 15 миль в неторопливом темпе. А пару варежек хорошая вязальщица могла связать и за день.
Присутствовал и дух соревнования, т.к. две тысячи независимых вязальщиц создавали огромное количество узоров, как из головы, так и из рисунков тканей и вышивки. Сэльбу находится на пути из Трондхейма в Швецию и такое расположение помогало населению получать новые идеи для дизайна. Узоры включали в себя многочисленные бордюры, цветы, звезды (восьмиконечная звезда известна, конечно, больше других).
Вскоре, однако, высокий спрос и ограниченное количество вязальщиц привели к тому, что стало падать качество и “вязание Сэльбу” стало означать почти то же, что для нас означает “Made in China”. Делались ошибки в узорах, многие вязальщицы использовали слишком толстые спицы и изделия получались рыхлыми, другие вязали маленькие варежки и растягивали их, чтобы получить цену, как за взрослые. Находясь между растущим спросом и падающим качеством, бизнесмены Сэльбу вынуждены были что-то делать, чтобы сохранить доброе имя Сэльбу.
Хозяева магазинов, видя снижение своих доходов из-за плохого качества в 1927-м году подняли требования к изделиям. Вязальщицы возмутились: Вы тридцать лет обогащались на нашем вязании и вдруг мы стали для вас недостаточно хороши?!
Следующие несколько лет торговцы убеждали вязальщиц, что поддержание высоких стандартов выгодно как торговцам, так и самим вязальщицам. В 1934 г. был сформирован Хусфлид Сэльбу (Ассоциация торговцев и ремесленников), осуществляющая минимальную стандартизацию, а также контроль качества и маркировку. Были разработаны четкие инструкции для вязальщиц, а также требования к размерам, форме, весу и т.д.
Как только было достигнуто качество, так начались и продажи. В 1935 г. Ассоциация получила 10 000 крон, а в 1939-м — уже 250 000 крон. Продажи шли не только в Норвегии, но и по всей Европе и Северной Америке. Стандартизация помогала поддерживать качество, но она сдерживала количество дизайнов. Ассоциация начала публиковать готовые схемы для вязальщиц, чтобы они использовали их в работе.
Во время Второй мировой войны норвежская королевская семья и правительство спасались в Великобритании. Многие семьи также покинули Норвегию и переехали на острова Шотландии. Сэльбу оставило свой след и в традициях Fair Isle, британские вязальщицы адаптировали варианты Розы Сэльбу и включили этот узор в собственные рисунки. “Норвежские звезды” широко используются в традиционных шетландских жаккардовых изделиях.
После войны Норвегия взяла курс на восстановление и индустриализацию. Пришла индустриализация и в Сэльбу. Хусфлид закупил вязальные машины, которые позволили вязать большие изделия, включая свитера. Затем заключил контракт с шерстепрядильными фабриками на поставку шерсти под маркой Selbugarn специально для своих изделий.
В 1960-е годы продажи перевалили за 1000 000 крон в год. Две тысячи вязальщиц работали у себя дома или в студии Ассоциации. Это была очень модная лыжная одежда. Знаменитости и атлеты позировали в качестве моделей.
Однако все изменилось в 60-е годы. Дешевые имитации качественной одежды вытеснили Сэльбу с рынка, она вышла из моды и продажи упали. На традиционное искусство и ремесла стали смотреть в 60-70 годы как на недостаточно креативные.
Идея о том, что традиционные ремесла не “настоящее” искусство, не стоит ему обучать в школах, такое отношение присутствует сегодня во многих сферах. Широко распространен стереотип о ручной работе, включая вязание, как занятие для бабушек и людей из социальных низов. Только сегодня пресловутый имидж вязальщицы как бабушки в кресле-качалке начинает меняться и есть вязальщицы, которые меняют его.
К сожалению, такое отношение коснулось и вязания Сэльбу. Покупатели предпочитают новые стили и спрос на традиционное вязание упал.
В начале 80-х только несколько женщин продолжали вязать для Ассоциации. Появилась опасность, что старые записи узоров могут быть потеряны. Была собрана коллекция старых узоров и были планы возродить эту индустрию. Была предпринята попытка создать новую линию женской одежды. На короткое время ситуация улучшилась, но в 1992 г. по ряду причин Ассоциация обанкротилась. Все были в шоке.
К счастью, всего месяц спустя бизнес был реформирован под именем Selbu Home Industry. Сейчас он действует и на него работает более 200 местных вязальщиц. Вязание остается уважаемой частью культуры Сэльбу. Здесь находится Музей вязания, самая крупная постоянная экспозиция в Норвегии. Мастерицы до сих пор производят варежки, перчатки и продают их в магазинах и через интернет под маркой “Original Selbu”.
Дизайн Сэльбу прочно вошел в мировую библиотеку узоров: норвежские звезды, танцующих человечков, оленей можно встретить повсюду.
Марит Гульдсет считается “матерью Сэльбу” не только потому, что она придумала первую Сэльбу-розу, но в большей степени потому, что распространяла это ремесло, стояла у истоков продаж и способствовала тому, что народный промысел стал основой для промышленной отрасли, известной далеко за пределами Норвегии.
На последней фотографии в Сэльбу по инициативе Музея вязания в 2010 г. связали самую большую варежку в мире, 247 см, и попали в Книгу рекордов Гиннеса! Она связана по всем правилам, из чистой шерсти, спицами № 3, используя традиционные узоры.
В чем же особенности именно Сэльбу? Очевидно, черно-белый рисунок. Но есть и другие черты.
В варежках Сэльбу существует четкая разница между мужскими и женскими варежками и перчатками. Никакого унисекса! Они отличаются манжетами. Мужские — с гладкими узорными манжетами, резинка — только первые два-три ряда, дальше — узорная полоса.
Женские имеют манжеты в резинку или связанные зигзигом, они обычно длиннее, чем в мужских варежках. Также женские варежки могут иметь длинные расширяющиеся узорные манжеты, заканчивающиеся зубчиками, они используются преимущественно в народном костюме.
Вторая особенность — симметричность узоров (исключение — узоры с животными). Нельзя подгонять размер варежки, обрезая узор! Все звезды, цветы, мотивы должны быть целыми!
Третья особенность — узор располагается по всей поверхности варежки равномерно, нигде не должно оставаться много пустого пространства, узор не должен быть размещен явными полосами. Между крупными мотивами пустое пространство должно заполняться более мелкими.
Обычно на ладони и с тыльной стороны узоры разные. Они разделяются контрастной полосой. Позднее использовали более толстую шерсть и полосу только в одну петлю, но ранние образцы имели трехпетельную полосу (по бокам одноцветные петельные столбики, в центре — в точечку).
Варежки Сельбу вяжутся из чистой шерсти примерно 400м/100 г, обычно на спицах №2, полотно должно быть довольно плотным. Обычная плотность — 34-35 п. на 10 см. Вязание из тонкой шерсти дает большее количество петель, что позволяет использовать такие мелкие филигранные узоры. Позднее появилась тенденция к упрощению. Но изначально Сэльбу отличались именно этим.