Технику жаккарда часто называют Fair Isle по месту его происхождения.
Собственно Fair Isle — это маленький остров среди Шетландского архипелага, принадлежащего Шотландии. Это самый удаленный населенный остров Великобритании, имеет 5 км в длину и 2 км в ширину, население — 70 (!) человек.
Как же получилось, что имя малюсенького островка, расположенного буквально на задворках Британской империи, который даже в географическом атласе Великобритании из-за большого удаления не влезает на страницу и изображается на специальной вкладке, получил один из самых известных способов вязания.
Через этот остров столетиями проходили многочисленные морские пути. Возможности для сельского хозяйства были весьма ограничены, основным промыслом островитян было, естественно, рыболовство. Поэтому они не пренебрегали никакими дополнительными способами заработка вроде разведения овец и вязания. Всю выловленную рыбу вместе с курами, цыплятами, овцами, яйцами они потом несли на корабли, причаливавшие сюда и выгодно обменивали их на другие продукты и одежду.
Этот рожденный морем бартер был жизненно необходимым, потому что приносил островитянам все, что им было нужно: материалы, инструменты, разные предметы роскоши и другие вещи, которые в противном случае им просто негде было взять. Вот что писал сэр Вальтер Скотт в «Северном сиянии» после его посещения острова в 1814 году :
“Женщины вяжут носки из спряденной шерсти, ночные чепчики и другие аналогичные мелочи, которыми они обмениваются с другими торговыми судами, приходящими к этому одинокому острову. Достойно уважения их сильное сожаление об американской войне 1812 г. и сладкие воспоминания о тех счастливых днях, когда они могли приобрести у американских торговцев бутылочку персикового бренди или рома в обмен на пару вязаных носков или дюжину яиц”.
Жители Фэр Айла были экспертами в искусстве выживания. Имея отличные пастбища для овец, они использовали каждый кусок доступной земли, даже если она была отрезана от острова и окружена пропастью. Сэр Вальтер Скотт также писал, что “местные затевают восхождение на скалу к месту, которое и у козла вызовет головокружение, затем на веревках тащат овец, иногда даже тащат овец на собственных плечах”.
Простое вязание, главным образом, носков проходит важной и непрерывной нитью сквозь всю историю Шетландов. Шерсть для этого вязания бралась от маленькой, но крепкой породы шетландских овец, которая способна противостоять как суровому климату, так и ограниченным болотистым пастбищам.
Как писал неизвестный шетландский автор в 1861 году: “Овцы Шетландских островов своеобразной местной породы — очень маленькие, очень дикие и очень выносливые. Животные отличаются мягкой, тонкой, короткой шерстью разных оттенков, от черного до светло-коричневого или серебристо-серого, некоторые даже пегие. Два условия являются причиной их шелковистой мягкости, кроме особенностей породы: первая — грубые, но часто ароматные пастбища и вторая — выщипывание шерсти у животных вместо стрижки”.
Первые письменные доказательства шетландского вязания датируются 16-м веком. В течение 17-го оно распространилось повсеместно по островам, а в 18-м стало основным промыслом на острове.
Ручное производство вязаной одежды было пятишаговым процессом: сбор шерсти, известный местным как «ощипывание» овец, чесание и удаление грубых частиц из шерсти; расчесывание шерсти на прямые волокна; прядение шерсти и вязание из нее на пяти спицах или на леске. Все эти процессы выполнялись вручную до 1890 г., когда сырье шерсти стали посылать на шотландские фабрики, чтобы выполнить средние три операции.
На главном острове Шетландов Мэйнланде носки часто обменивались на такие товары, как чай, табак, хлопковые ткани. Фактически, говорит д-р Эдмондстон, носки составляют главную статью обмена в стране. Главными потребителями вязаных вещей, как бы то ни было, были не местные жители, а скорее толпы иностранных моряков, которые ежегодно приплывали к островам для вылова сельди. Носки приносили люди со всех кварталов Ларвика и продавали этим рыбакам. Иногда многие тысячи продавцов были на берегу одновременно. Покупая носки себе, а также в подарок женам и детям, иностранные рыбаки потом развозили их по всему миру.
К 1800-му году шетландская торговля чулками-носками начала снижаться. Спад спроса на эти изделия был результатом как роста выращивания овец в Шотландии и Англии, так и механизации чулочного производства. Шетландская торговля чулками-носками никогда не восстановилась, и островитяне начали вязать другие типы изделий.
Самые ранние музейные экспонаты датируются 1850-м годом.
В начале 20-го века вязание Фэр Айл было всего лишь сувениром, который путешественники привозили с собой домой. Однако уже 25 лет спустя оно стало королевским и приобрело культовый статус в университетах Оксфорда и Кембриджа. Оно стало доминировать и вскоре слова “Шетландское вязание” и “Фэр Айл” стали синонимами. Тому было несколько причин. После Первой Мировой войны кардинально поменялась мода, и на смену тугим воротничкам и корсетам пришла удобная и практичная одежда, включая свитера для среднего класса. Во-вторых, в 1921 году случилось важное маркетинговое событие: торговец мануфактурой из Лервика Джеймс А. Смит преподнес принцу Уэльскому узорчатый пуловер, который принц начал надевать в гольф-клуб.
Эта одежда для гольфа стала настолько популярной, что вскоре стала для учащихся Оксфорда и Кембраджа почти униформой. К концу 1920-х годов такие пуловеры, кардиганы, перчатки, шапки носили все! Кроме того, тогда же получили широкое распространение анилиновые красители, которые неимоверно расширили цветовую гамму, тогда как раньше пряжа окрашивалась только растительными красителями.
Ремесло пережило настоящий бум. Среди вязальщиц не было принято обмениваться схемами для вязания, каждая имела свою коллекцию цветов и узоров. Это поддерживали и торговцы, ведь вместо копирования чужих узоров каждая мастерица придумывала что-то свое. Идея работать по пошаговому описанию совершенно чужда для этих вязальщиц.
Основные умения девочки приобретали в раннем возрасте, начиная вязать в 4 года, в 6 уже вязали небольшие вещи на продажу. Многие вязальщицы могли вязать со скоростью 100 петель в минуту без потери качества!
Многие люди, впервые увидевшие вязание Фэр Айла, задаются резонным вопросом: как такие изысканные вещи с широкой гаммой расцветок и узоров могли производиться необразованными людьми, живущими практически в изоляции, ведущими такой тяжелый образ жизни. Исследователь и вязальщица, автор многочисленных книг по истории Фэрского вязания, Элис Стармор, считает, что как раз благодаря тяжелым условиям жизни островитяне были людьми практичными, и выбор узоров был обусловлен удобством и скоростью их вязания. Есть несколько принципиальных закономерностей:
Узоры располагаются на изделии полосами разной ширины. Самые узкие полосы имеют ширину 2-3 ряда, широкие достигают 20 и более рядов.
Все узоры имеют две или четыре оси симметрии. Это значит, что каждый элемент был симметричным по сторонам и сверху/снизу и мог быть повернут в любом направлении, следовательно узоры идеально подходили для вязания. Многократное повторение в работе одних и тех же маленьких элементов быстро запоминалось и увеличивалась скорость работы. Вдобавок, маленькие элементы позволяли не делать на изнанке длинных протяжек.
Цвет узора и фон — в одном ряду только два цвета. Они могут меняться каждый ряд, но в ряду только два. Причина — удобство вязания.
Еще одно правило — не делать по изнанке слишком длинных протяжек. Максимум 7 петель. Максимум!
Следующее — использование диагональных линий. Т.е. смена цвета должна проходить по диагонали. Стараться избегать вертикальных линий. Причина — худшая эластичность вязаного полотна.
Узоры располагаются полосами, каждая из которых имеет нечетное количество рядов и симметрична. Такие узоры легче, чем асимметричные создавать, варьировать, запоминать и вязать.
Очень многие узоры имеют форму ОХО, комбинация кругов и диагональных крестов. В них как раз сочетаются все эти принципы — симметрия, диагонали.
Следующий принцип Фэрского вязания — это вязание бесшовным методом по кругу. Есть три причины перенять этот опыт: вы смотрите все время на лицевую сторону вязания, вы вяжете все время лицевыми, что проще и быстрее, и наконец, не надо сшивать, что экономит наше время.
Шетландские вязальщицы вяжут все по кругу, даже если вывязывают проймы у жилетки или вяжут кардиган с застежкой спереди. Для этого используется так называемый “стик” — несколько петель набирается дополнительно, вяжется одновременно с основной деталью, по кругу. По окончании работы стик разрезается, срезы обрабатываются бейкой или пришиваются к изнанке. Благодаря тому, что шетландская шерсть шершавая, ничего не распускается, а приваливается к изнаночной стороне.
На рисунке сверху видны эти стики: это полосы с вертикальными дорожками по горловине и правой пройме. На горловине стик уже разрезан, а на пройме еще нет.
Последняя фотография — это шетландский пони, рекламная акция во время проведения на Шетландах ежегодной Недели Шерсти. Она проводится осенью, в октябре. Программа включает в себя многочисленные ярмарки, мастер-классы по прядению, вязанию, валянию. Можно встретиться с производителями, фермерами, мастерами, купить овец, пряжу, готовые изделия. Самый крупный производитель шетландской шерсти, кстати, тот же Джеймс А. Смит.
Большое спасибо за интересную информацию!!! Очень благодарна всем, за создание этого материала!!!
Наталья, большое спасибо, я старалась.