Фареры — это группа из восемнадцати островов вулканического происхождения в Северной Атлантике, прямо посередине между Шотландией и Исландией. Принадлежат они Дании, но имеют собственное самоуправление. Как результат близости Гольфстрима, климат здесь влажный и переменчивый, а температура гораздо мягче, чем можно было ожидать от региона, так близкого к Арктике.
Из-за свирепых ветров и дождей, а также каменистой почвы деревья здесь не растут. Культивируются всего только 6% всех земель, на остальных пасутся овцы. Огромные их количества издавна вписаны в местный ландшафт.
Поэтому вполне понятно, почему эти острова были названы Foroyar (Овечьи острова), от скандинавских слов far — овца и oy — остров. На гербе Фареров, естественно, изображена овца.
Когда викинги колонизировали Фареры примерно в 800 г., они вытеснили ирландских монахов, живших здесь ранее, но оставили обитающих на островах маленьких диких овец.
Шерсть и овцы тесно связаны с историей Фареров. В 1298 г. была составлена “Овечья грамота” для наведения порядка в сельскохозяйственных делах, преимущественно в овцеводстве. Это старейший документ на Фарерах. Большая его часть до сегодняшних дней осталась неизменной.
Грамота регламентировала такие вопросы, как поддержание общих пастбищ, плата за аренду земли, штрафы за нанесение вреда овцам собаками, штрафы за то, что овцы паслись на чужом поле, забой ничейных овец. Так, плата за нарушение границ пастбища составляла 15 ярдов домашней пряжи. Все штрафы и налоги также платились пряжей.
Еще до подписания Овечьей грамоты Фареры вели торговлю: фарерская шерсть и шерстяные изделия обменивались на материалы для строительства домов и кораблей. Сначала продавали необработанную шерсть, а в 1361 г. начали экспортировать толстые вязаные чулки. Примерно с 1600 г. вязание стало очень важным. В 1650 г. на экспорт шло 600 пар чулок, а в 1765 г. — уже более 100 000 пар. Тогда и появилась поговорка “Овечья шерсть — Фарерское золото”.
Фареры имеют с Норвегией прочные культурные связи с 1380 года, когда объединились норвежская и датская короны, и Дания получила больший контроль над провинциями. Этим, возможно, объясняется сходство в языке и в рисунках вязания и ткачества. С середины 16-го до середины 19-го века Фареры были изолированы датской торговой монополией, и поэтому фарерская культура сохранилась очень хорошо.
Скорее всего, фарерцы почерпнули свои знания о шерсти, вязании и ткачестве из Норвегии, где вязание практиковалось с 9-го века. До 1695 г. пряли на веретене, после этого времени — на прялках с большим колесом, которые ввезли с Шетландов. Педальные прялки, называемые шотландскими, тоже были известны, но никогда не стали такими популярными, как “большое колесо”.
Почти каждая семья имела овец, которых выращивали преимущественно на мясо. Благодаря мягкому климату их можно было содержать на улице круглый год. С середины октября до середины мая овцы паслись, где придется, им разрешалось бродить по дорогам и дворам.
Примерно с середины апреля начинался окот овец. Летом вырастала трава, и если позволяла погода, можно было сделать два укоса. Каждый, от школьника до морского капитана, помогал собирать сено, которое вместе с зерном и кукурузой использовалось зимой для прокорма овец.
В середине мая собирали овец для стрижки и ощипывания, осмотра на предмет болезней и клеймения, чтобы определить, к какому пастбищу прикреплена овца.
В конце сентября овец разделяли: на размножение и на убой. В год забивали около 46 000 овец, тех, что старше семи лет, и молодых, но не годных для размножения. Количество оставленных на зиму было постоянным, 70 000 голов, учитывая, что людское население составляло 44 000 человек. Такое количество овец не случайно — более многочисленное поголовье вытоптало бы пастбища безвозвратно. Фарерцы говорили: все в овце можно есть, кроме навоза, желчи и желчного пузыря. Несмотря на неиспользование, желчь давали животным как лекарство при желчной болезни. Из рогов делали светильники. Кожа использовалась для производства непромокаемой одежды для рыбаков и обуви для семьи в стиле мокасин. Шерстью, пропитанной льняным маслом, затыкали щели в лодках.
Все остальное подчистую съедалось семьей. Ноги солили и вялили три-четыре месяца, после чего нарезали на тоненькие ломтики и ели с хлебом. Кишки набивали смесью крови, мяса, муки, зерна и других ингредиентов. Какую-то часть мяса замораживали. По сей день на островах готовят большое количество вкусных блюд из баранины.
Примерно в середине октября овец оставляли в покое, и цикл начинался снова. Однако в течение длительной темной зимы, когда мужчины уходили в море на промысел (поскольку рыба была важной статьей экспорта), женщины не сидели без дела. Одни вязали носки и свитера для рыбаков, другие — для себя, третьи — на продажу.
От овец получали два вида шерсти, качество которой зависело от зимней погоды. Много дождей и ветров давали большую долю длинного волоса, который называется broddur, в среднем 30 см длиной. Это грубый остевой волос, который защищает подшерсток от влаги и грязи, из него получается прочная пряжа. Мягкая зима с хорошей травой давала много тонкого мягкого подшерстка, называемого rot , длиной 7 см.
Преимущество выщипывания состоит в том, что эти две длины волоса можно собрать отдельно, что снимает необходимость для прядильщицы выполнять эту нудную задачу. Шерсть, которая собиралась во время летнего сбора скота, давала усадку меньше, чем шерсть, взятая от забитых овец. Эти два вида также держались отдельно.
Из рота и броддура фарерцы делали три вида пряжи. Самая тонкая производилась только из подшерстка и прялась на прялке. Она использовалась для вязания хорошей нарядной одежды. Смесь рота и броддура использовалась для вязания свитеров и носков. И самая прочная из трех, из остевого броддура, прялась или на веретене, или на шотландской прялке. В старые времена она ссучивалась и из нее делалась непромокаемая одежда для рыбаков, т.к. овечья шерсть сильно пропитана животным жиром, ланолином. Сегодня из-за ее прочности и легкоокрашиваемости, она используется в ткачестве.
Фарерские овцы очень разнообразно окрашены. Есть белые, рыжие, светло-, средне- и темносерые, черные, темно-коричневые и даже пегие. Фарерцы предпочитают вязать из пряжи натуральных цветов, оттенков достаточно много, и только небольшая часть пряжи окрашивается, преимущественно растительными красителями.
В конце 19-го века расширились контакты с внешним миром и интерес к национальному костюму и старым узорам почти угас. Как бы то ни было, некоторые люди все еще интересовались ручной работой и даже организовали несколько выставок. Энтузиастами была собрана коллекция старинных рисунков и связан большой образец, который был выставлен в Копенгагене в 1929 г. Датская королева Александра была так очарована красотой этих узоров, что поручила Хансу Мариусу Дебесу собрать и издать книгу с этой коллекцией. Сборник, опубликованный в 1932 г., включал в себя более 100 цветных и ажурных рисунков, которые все еще вяжут сегодня. Эта книга есть почти в каждом доме на островах.
Помимо чулок и свитеров на Фарерах вязали шали.
Раньше вязаные шали носили в качестве уличной одежды. Обычно они вязались платочной гладью и поэтому были двусторонними. Кроме того, на них менее заметны убавки и прибавки.
В шали можно было работать, т.к. концы ее достаточно длинные для того, чтобы носить их, завязанными на спине крест-накрест. Шаль была довольно большая, чтобы накинуть ее на голову в случае холодной погоды. Натуральные оттенки коричневого, черного, серого, кремового, белого использовались наиболее часто. Некоторые шали могли иметь цветную кайму.
Шаль — очень широко распространенный и всем нам хорошо известный предмет одежды во многих культурах. Однако, фарерские шали стоят особняком.
Вместо привычных нам форм треугольника, квадрата или круга, фарерская шаль имеет форму крыльев бабочки. Каждая шаль состоит из двух треугольных боковых панелей, трапециевидного заднего клина, каймы и формируемых плечей. Плечевые вытачки позволяют шали удобно лежать на плечах и оставаться на месте даже при активном движении, без использования булавок. Носить фарерскую шаль одно удовольствие благодаря удивительной форме, разработанной вязальщицами фарерских островов.
Есть несколько уникальных и необычных приемов, благодаря которым получается фарерская шаль. Во-первых, петли набираются с нижнего края и шаль вяжется снизу вверх, постепенно сужаясь. Это психологически проще, потому что ряды становятся все короче и вязать все быстрее. Обычно набирали 300-350 петель, что соответствовало шали среднего размера. Но бывали и экземпляры с начальным количеством 700 петель.
Повседневные шали просто обвязывались крючком, либо делалась бахрома. Более нарядные имели узорную кайму.
Все шали имеют задний центральный клин. Убавки делаются с обеих сторон от него, и сам клин плавно сужается снизу вверх.
Боковые части имеют цельновязаную бейку в виде узкой полосы платочной вязкой 5-10 петель шириной, которая остается постоянной, т.к. убавки делаются с внутренней стороны этой полосы. И, как центральный клин, боковые части сужаются кверху.
Самой необычной вещью является формирование плечей. Вдобавок к тому факту, что вязание является очень пластичным и легко принимает ту форму, на которое оно надето, фарерские вязальщицы добавили немного перфекционизма. Эта форма достигается серией дополнительных убавок ближе к верхнему концу боковых частей шали.
В 1983 г. была проведена огромная работа, и сборник “Foroysk Bindingamyngstur” был переведен на английский язык и опубликован. Большая глава в нем открыла секреты вязания фарерских шалей.
Во введении английского перевода перечисляются характеристики традиционной фарерской шали. Они включают в себя:
– набор петель с нижнего края;
– вязка платочной гладью;
– центральная задняя панель, которая формируется с помощью убавок;
– шаль сужающаяся, т.к. вяжется снизу вверх;
– формируется путем убавок на боковых частях и на плечах;
– иногда декорируется кружевной каймой;
– обычно обвязывается крючком, иногда бахромой;
– часто окантовывается контрастным цветом, чтобы подчеркнуть узор обвязки;
– обычно вяжется из пряжи натуральных цветов овечьей шерсти, иногда красится растительными красителями;
– лучшие шали имеют кайму и вяжутся из тонкой пряжи;
– очень важно, что шали можно завязывать на спине и использовать во время работы;
– обычно используются спицы 4,5 или 5;
– набирается приблизительно 350 петель для шали среднего размера.
Для создания формы используются следующие приемы:
– убавки делаются в каждом втором ряду в четырех фиксированных точках (с обеих сторон центральной панели и с двух внешних сторон боковых треугольников);
– шаль хорошо держится на плечах за счет дополнительных убавок по линии плеч и верхней части центральной панели.
К сожалению, мне не удалось найти в Интернете этот перевод, как и сам оригинал, но есть замечательная книга М.Stahman “Stahman’s Shawls and Scarves”. Автор изучила тему фарерских шалей, но предлагает нам вязать их не снизу, а сверху. Конечно, так удобнее, т.к. при вязании снизу трудно рассчитать размер готовой шали, а также количество требуемой пряжи. При вязании же сверху мы можем остановиться, когда закончится пряжа или когда шаль достигнет желаемого размера. Все остальные принципы остаются неизменными. Здесь большинство шалей вяжутся ромбовидными ажурами, в такой рисунок легко вписать плечевые вытачки.
Технология вязания следующая: набор петель от задней части бейки. Набираем 8 петель и вяжем полосу длиной 10 см платочной вязкой. Это та часть, что располагается сзади на шее. Далее набираем петли по длинной стороне бейки, затем по второй короткой стороне (для удобства можно было начать ее со вспомогательной нити, а сейчас насадить открытые петли на правую спицу). Таким образом, у нас в работе петли по двум коротким сторонам бейки и по одной длинной.
Начинаем формировать шаль: 8 петель бейки провязываем без изменений, прибавки делаем сразу после нее и по обеим сторонам центрального клина. Так формируются боковые треугольники. Здесь не показаны плечевые вытачки, только принцип вязания боковых треугольников.
На этой схеме показан принцип формирования плечевой вытачки. Это задний клин (часть Д) и две боковые части (часть С), каждая из которых имеет помимо прибавок по бокам еще плечевые прибавки. Все петли на спице должны быть распределены следующим образом: короткие стороны бейки продолжаем вязать так же, а по длинной стороне бейки петли распределяются согласно этой схеме. Плечевые вытачки вяжутся несколько рядов, а боковые прибавки продолжаются до конца шали.
Я насчитала три способа выполнения плечевых вытачек. Выбор способа зависит от рисунка вязания шали: с клином по линии плечевого шва, как на схеме выше; с двумя линиями, по типу реглана или равномерные прибавки сериями по несколько петель через каждые 6-8 рядов.
Традиционные датские шали вязались обычной платочной гладью, но ничто не мешает нам сегодня использовать более красивые ажурные узоры.
После прочтения этой книги у меня возникло желание попробовать связать датскую шаль, заинтересовала именно форма шали и стало интересно, а действительно ли она так удобна, как везде об этом пишут. Мной была выбрана шаль, связанная узором “Павлинье перо”, т.к. мне он всегда нравился. Готовую шаль я планировала выставить в магазине на Ярмарке Мастеров, т.к. шалей я не ношу.
Но после того, как шаль была связана и я примерила ее, я твердо решила оставить ее себе. Все, что пишут об удобстве — это правда. Она лежит очень прочно, не сползает, не сваливается даже при подъеме рук. Можно свободно двигаться, делать домашние дела. Очень удачная форма!