Для начала определимся, что значит “ганзейский”.
Английский оксфордский словарь (1900 г.) утверждает, что “gansey — это плотная, хорошо облегающая верхняя одежда, которая вяжется по кругу, обычно из синей шерсти и носится рыбаками как джерси. Для одежды типа пуловера используются названия двух островов, Гернси и Джерси.” Термины gansey и guernsey употребляются взаимозаменяемо.
Джерси ассоциируется с вязанием уже 400 лет. В XVI в. вязаная одежда острова Джерси экспортировалась в Англию и Францию. В основном это были чулки и мужские рубашки.
Тогда производство трикотажа достигло на острове такого масштаба, что возникла угроза для производства продуктов питания, так как многие фермеры семьями бросали работу в поле, с головой уходя в вязальную промышленность. В 1608 году совет Джерси издал закон, по которому каждому жителю острова старше 15 лет, застигнутому во время сбора урожая за вязанием, грозило тюремное заключение. Именно с тех пор слово “джерси” стало синонимом вязания, и сейчас используется для описания вязаной одежды, получившей свое название от этого крупнейшего из Нормандских островов.
Подобно этому, соседний остров Гернси (Guernsey), второй по величине среди Нормандских островов, расположенных в проливе Ла-Манш, дал свое имя классическому шерстяному свитеру прямоугольной формы с прямой горловиной, так что его можно было надевать задом наперед. Гензи (gansy) — это диалектный вариант Гернси.
“Таймс” в своей статье писала: “Есть объяснение разницы между двумя предметами одежды (джерси и гернси), которые получили свои названия от двух областей Нормандских островов. Почти неизменно гернси это толстая темно синяя шерсть, в то время, как джерси — тоньше и других цветов. Джерси стало более широко известно благодаря расцвету кораблестроения и поставке шерстяной одежды для моряков. Эти два предмета одежды имеют идентичную форму, и отличаются различными типами вязки, но надо быть экспертом, чтобы увидеть разницу.”
В конце XV века остров Гернси получил от королевы Англии привилегию на импорт английской овечьей шерсти и дальнейший экспорт вязаных изделий в Испанию, Нормандию.
Вязальная промышленность Нормандского архипелага началась с Елизаветы I, носившей чулки из пряжи джерси — плотного шерстяного трикотажа ручной вязки. На острове Гернси утверждают, что на королеве Шотландии, претендентке на английский престол Марии Стюарт в день казни были чулки из шерсти гернсийской выделки. В то время остров экспортировал по 10 000 пар чулок каждую неделю.
Чулочное производство получило толчок в 1589 году, когда Вильям Ли, священник из Ноттингемшира, придумал первую машину для вязания чулок. Она была в ходу долгое время, неоднократно улучшалась и принцип ее действия остается неизменным до сих пор. После усовершенствования она имела 20 игл на дюйм вместо первоначальных восьми, и на ней можно было вязать тонкие шелковые чулки. Несмотря на то, что первые связанные на этой машине шелковые чулки были в 1601 году преподнесены самой королеве, Елизавета I отказала изобретателю в выдаче патента, мотивируя это тем, что многие вязальщицы могут лишиться работы и средств к существованию. Тогда мастер переехал во Францию, имея 9 машин и 9 наемных работников, и при поддержке Генриха IV основал мануфактуру в Руане. После смерти мастера его брат вернулся в Англию и продолжил работу. Хотя промышленности потребовалось почти столетие, чтобы широко внедрить эту машину, данное изобретение является основой чулочного производства.
Самым ранним в Англии сохранившимся предметом одежды, связанной вручную, является шелковая вязаная рубашка короля Карла I, в которой он был казнен в 1649 году. Она сохранилась только благодаря статусу своего владельца, и находится сейчас в Музее Лондона. Она связана из шелка голубого цвета, плотность 8,5 петель в 1 см. В ней уже прослеживаются элементы ганзейского свитера: она связана по кругу снизу вверх, изнаночные петли образуют четкий узор на лицевой глади, она считается точкой отсчета в развитии ганзейских свитеров.
Рыбацкий ганзейский свитер — это плотно связанная рабочая одежда, появившаяся на Нормандских островах в 1800-х годах. Главная ее цель — защита от ветра и воды. Упоминания о ganseys становятся все более частыми с 1830 года, в газетах. Есть множество фотосвидетельств некоторых моделей. Узоры полностью сформированы, но, должно быть, эволюционировали в течение многих лет. Похоже, что они развивались в течение 18-19 в.в. Лорд Нельсон рекомендовал Адмиралтейству ввести этот свитер как часть английской морской униформы.
Несмотря на то, что такой свитер получил имя Нормандского острова, носили их по всему побережью Англии, Шотландии, Ирландии, а также на материке, в Дании, Голландии и Германии.
Активное производство большого количества вязаной одежды осуществлялось женщинами, вяжущими для всей семьи и на продажу. Каждый деревенский магазин мог похвастаться отделом пряжи, а городские рынки имели по меньшей мере один процветающий магазин шерсти.
Женщины Йоркширских рыболовецких портов, таких как Уитби и Файли, а также маленьких деревень, которых множество вдоль изрезанного Нортумберлендского побережья, сидели на улице у дверей своих домов и вязали. Никогда не упускался момент, чтобы заработать несколько пенни, женщины работали допоздна при свете тростниковых ламп и вязали синие свитера практически на ощупь.
Вязание не было неторопливым занятием и вязальщицы работали очень быстро. В Йоркшире на доходы от вязания покупались фермы. В 18-м веке чулки могли иметь больше петель, чем в взрослый джемпер в 21-м. В контракте вязальщицы могла быть указана норма скорости работы в 200 петель в минуту. Эти люди могли бы побить мировой рекорд, немногие современные вязальщицы могут достигнуть таких скоростей.
“Селедочные девушки”. Так называли женщин, которые занимались чисткой, потрошением и затариванием рыбы в бочки. Они передвигались по побережью в то время, как рыбаки преследовали на кораблях огромные косяки сельди, а когда те привозили на берег богатый улов, приступали к своей работе. Во время ожидания судов они, конечно же, вязали ганзейские свитера для своих мужей, женихов и родственников.
В то время, пока мужчины делают бочки для сельди, их женщины вяжут.
Плотно связанные свитера были фактически ветронепродуваемыми и водоотталкивающими. Пряжа для свитеров была толщиной 220 м на 100 г, вязалась очень туго на спицах 2-2,5, обычная плотность 32-35 петель в 10 см. Как рабочая одежда, они редко стирались, нет сомнения, что слой грязи добавлял защитного эффекта. При этом, конечно, каждый имел свой “воскресный выходной” свитер, который надевался только в церковь и по праздникам.
Почти все детали такого свитера и его форма диктовалась практичностью. Он вязался по кругу без швов не только по причине быстроты и удобства вязания, но и для того, чтобы швы во влажных условиях работы не натирали кожу, так как он носился на голое тело. Нижняя резинка, горловина и манжеты вязались плотно, чтобы не задувал ветер.
Все ганзейские свитера имели подмышечную ластовицу для свободы движения. Она имеет ромбовидную форму и не вшивается, а ввязывается в пройму опять-таки по причине, чтобы не натирать швами кожу. Вообще, у ганзейских вязальщиц было правило “Никогда не сшивай, если можно связать (без швов)”.
Из-за того, что брюки имели высокий пояс, ганзейский свитер был относительно короткий. Позднее он заправлялся в брюки. Поэтому нижняя часть свитера почти всегда вязалась гладью.
Манжеты намеренно заканчивались выше запястья, чтобы не мешаться и не намокать в морской воде во время работы. Такой дизайн еще помогал не зацепиться рукавом или низом за снасти или оборудование, в противном случае это могло оказаться фатальным.
Рукава вязались от проймы вниз. Когда со временем изнашивались манжеты и локти, нижнюю часть рукава можно было распустить и перевязать.
Верх свитера связан более плотно, чем низ, чтобы обеспечить дополнительную теплоту, не зря мы видим так много свитеров с верхней частью, сплошь покрытой жгутами, они придают полотну толщину. К тому же на кокетке и верхней части рукава вязальщица имела возможность показать все свои вязальные умения и вывязать на простой чулочной глади многочисленные вариации.
Хотя изначально ганзейские свитера были гладкими, впоследствии используемые рисунки из лицевых и изнаночных петель стали более изысканными по мере их дальнейшего распространения на север, и наиболее полно раскрылись в шотландских рыбацких деревнях. Эти замысловатые узоры вернулись обратно на юг с шотландским селедочным флотом, так же, как женщины следовали за своими мужьями на берег потрошить рыбу.
Женщины учились запоминать сложные узоры, которые передавались устно от матери к дочери, обрастая вариантами от поколения к поколению. Нередко и мужчины вязали. Вязание было естественным продолжением такого занятия, как плетение и починка рыболовных сетей, рутинной работы, которая требует значительной ловкости.
Существует множество мифов относительно уникальности вязальных узоров. Один из них таков, что каждая деревня, и даже семья, имела свой собственный особенный узор. Возможно, он возник после выхода в 1904 г. ирландской пьесы “Всадники на море”, в которой женщина опознала своего брата, утонувшего и выброшенного на берег, по своей собственной ошибке в узоре свитера, надетого на нем.
Правда заключается в том, что рыбацкие семьи были почти единственной реально мобильной частью общества. В то время большинство работников селились и работали в одном месте, в противном случае они не получали скудную пенсию, и часто рождались, жили и умирали в одном месте. Рыбацкие же семьи часто переезжали. Когда мы рассматриваем старые фотографии ганзейских свитеров, одинаковые рисунки можно встретить в Шотландии, Йоркшире, Норфолке и Корнуолле.
Ганзейские свитера могут быть характерными для какой-то области или даже района. Например, в некоторых местах использовали вертикально расположенные узоры, в других горизонтальные, некоторые покрывали все жгутами, другие — нет. Но определенные узоры для каждой деревни, даже семьи — это преувеличение. Даже при том, что в каждой деревушке придерживались примерно похожего дизайна, женщины часто добавляли подсмотренные где-то или придуманные самостоятельно новые мотивы.
Сохранившиеся фотографии также не поддерживают романтическую идею “семейных узоров”. На групповых фотографиях морских экипажей, а также семейных портретах мы можем увидеть, что все одеты в свитера с разными узорами, даже если это жители одной деревни или члены одной семьи.
Узоры прекрасно перемещались вдоль берега вслед за сельдью, и вязались “селедочными девушками”, перенимающими узоры друг у друга. Нет сомнения, что было огромное взаимное проникновение между шотландскими, норфолкскими и йоркширскими узорами, также, как и взаимное влияние между Англией, Шотландией, Данией и Нидерландами, куда тоже дошла ганзейская традиция.
По традиции свитера, носимые всеми мореплавателями, были ли они рыбаками, моряками или морскими офицерами в отставке, были синего цвета, как море и небо. До изобретения синтетических красителей в конце 19-го века, синий цвет получали использованием натурального индиго, экстракта растения, импортируемого из Индии. Ежедневные свитера традиционно были темно синими, белые или серые носили на выход.
Ганзейские свитера были распространены не только на островах, но и на материке, в Дании и Голландии.
С постройкой множества новых рыболовецких судов в 1870 году голландские рыбаки могли путешествовать дальше на север к водам Шотландии и Англии, обещавшим богатый улов. Лервик на Шетландах стал временной базой для очень прибыльной сельдевой индустрии и рыбаки со всего Северного моря могли встретиться здесь. В то время как голландские рыбаки традиционно носили льняные рубашки, шотландские и английские рыбаки носили ганзейские свитера. Около 1875 г. голландцы стали заимствовать более традиционные и практичные виды одежды.
Первые свитера были, вероятно, куплены или обменяны, привезены домой из Англии и затем скопированы моряцкими женами или привнесены английскими женщинами, которые были замужем за голландцами.
Большинство деревень на побережье Северного моря не имеют своих портов. Многие рыбаки со всей страны нанимались на суда в больших портовых городах, если рыбная ловля в собственной деревне была бедной. Это объясняет, почему мы видим так много разных свитеров на групповых фотографиях и свитера, которые не ожидалось увидеть в этом месте.
В Голландии многие рыбаки завязывали воротник завязкой. Эластика тогда не существовало и от частого надевания и снимания воротник начинал растягиваться. В этом случае скрученная нитка продевалась через ворот, украшалась кисточками или помпонами и завязывалась.
Свитер носился так долго, как только возможно, перевязывался и постоянно чинился, пока не выходил из строя и не использовался как половая тряпка или палубная швабра.
Многие мотивы, используемые для декорирования ганзейского свитера, взяты из повседневных объектов в жизни рыбацкой семьи. Некоторые из хорошо известных узоров обозначают канат, сеть, якорь, елочку. Другие основаны на погоде, изображая форму волн, града или вспышку света. Некоторые имеют более сложное символическое значение. Один из традиционных рисунков Файли, например зигзаг, называется “линия женитьбы”, и отображает взлеты и падения в семейной жизни.
Дизайн состоит из двух или более элементов, например, жгут и рис, или канат и лестница. Особый узор из Файли — вертикальная комбинация жгута, Бетти Мартина и ромбов с рисом. Якоря и сердца появляются главным образом в Шотландии.
Узоры в шотландских ганзеях расположены вертикально, а узоры Гибридских островов состоят из горизонтальных на груди и вертикальных внизу. Уитби — единственный английский порт, включающий вертикальные линии треугольников, известных как шотландский флаг, вымпел или килт. Гладкий перед и спина с плечами, украшенными жгутами, найдены по всему восточному берегу Британии. Горизонтальные полосы риса, разделенные рядами изнаночных поперек груди, были известны в Корнуолле и Саффолке, также как и в Йоркшире. Часто нижняя гладкая часть свитера отделялась от узорной кокетки рубчиком из нескольких изнаночных рядов.
Вот что пишет Э. Стармор в своей книге ” Fishermens sweaters”: “Из всех разных вязальных традиций в мире техника вязания рыбацких ганзейских свитеров по кругу наиболее технична и изыскана. Я родилась и выросла в шотландской рыбацкой деревне, где вязались ганзейские свитера и я научилась вязать и говорить одновременно. Мои вязальные корни прочно исходят из этих мест. Как профессиональный дизайнер, тем не менее, я постоянно использую и описываю большое количество других техник, но ничто так не радует мой глаз, как детали и математическая конструкция хорошо выполненного ганзейского свитера, связанного по кругу.”
Техника родилась от абсолютной практичности — для теплоты и удобства человека, проводящего тяжелую жизнь на море. Женщины смогли решить эту сложную задачу путем сочетания практичности с декоративными и эстетическими элементами и создали одежду, которую можно отнести к области искусства.
Почему эта техника сейчас в сущности не практикуется? Вязание свитера полностью по кругу не трудно. Это, конечно, потребует определенной практики и старания. К тому же дизайнеров, способных сочинить узор для аутентичного ганзейского свитера, очень мало.
Когда вязаные свитера стали модными в 20-х годах, компании по производству пряжи и женские журналы начали публиковать схемы рисунков. Дизайнеры этих узоров пришли в вязание из производства готовой одежды и не были профессиональными вязальщиками. Было сделано несколько попыток опубликовать инструкции для простых свитеров, но и техника, и дизайн были искажены.
Взять, например рукава. В некоторых инструкциях рукава вместо того, чтобы вязать по кругу, были связаны отдельно и затем вшивались в пройму. Этот способ не использовался ганзейскими вязальщицами. Это грубо и портит важную практическую цель. Ганзейские рукава должны набираться от проймы и вязаться по кругу вниз, к манжете. Это значит, что манжеты и локти — что в рабочем свитере снашивается быстрее всего — могли быть отремонтированы путем распускания и перевязывания. Вот почему так много старых свитеров имели рукава с рисунком только до локтя, а от локтя до манжеты гладкими. Целью был практический результат, который давал очень позитивную дизайнерскую черту.
Техника вязания традиционного ганзейского свитера
Этот метод подходит для ганзейских свитеров, а также для свитеров в технике Fair Isle. Круговое вязание, шейная и подмышечная ластовица, плечевые погоны и стики – все перечисленное здесь дает основное представление об этой особенной технике. Помним, что каждая деталь имеет значение и практическую цель.
Традиционный ганзейский свитер никогда не был мешковатым. Сегодня, конечно, нет необходимости вязать его в обтяжку, но если он будет использоваться именно как “рыбацкий”, он не должен быть слишком широким.
Можно разработать свой собственный дизайн. Здесь полная свобода творчества. Можно оттолкнуться от имеющегося, можно придумать что-то свое. Это касается и узоров, и их расположения. Можно в символах зашифровать что-то персональное. Ромбы — сеть, символизирует богатый улов, “рис” — песок или галька, рыбацкие штучки — канат, лесенка, якорь, можно придумать и еще что-нибудь. Но не надо пытаться впихнуть сюда все, ганзейские свитера все-таки лаконичные.
Набираем петли (набор двойной нитью), помечаем начало ряда. Набор двойной нитью дает прочность и нужен для того, чтобы нижняя кромка дольше не снашивалась.
Вяжем резинку нужной высоты, затем отмечаем первую и среднюю петлю и вяжем их изнаночной, обозначающей ложный “шов”. Эти дорожки разделяют свитер на перед и спинку. Они могут быть просто изнаночной петлей, а могут быть шириной 2-3 петли каким-нибудь незамысловатым узором.
Это нужно для того, чтобы легче ориентироваться в расположении узора.
Возможно, после выхода пьесы вязальщицы стали вводить в узор либо намеренные ошибки, либо вывязывать инициалы носителя или год, или какой-нибудь знак, например, якорь, сердечко, крест. Сегодня, конечно, это просто милая деталь. Она вывязывается или сбоку сразу поверх резинки, или сбоку вблизи от ластовицы. Кстати, узор из “риса” читается лучше.
Корпус вяжется по кругу без прибавлений до уровня на 8-10 см ниже проймы, затем вывязывается ластовица. Эти ластовицы — цельновязанные части традиционных ганзейских свитеров и выполняются гораздо легче, чем может показаться.
Они начинаются с прибавления одной петли с каждой стороны от петли “шва”, таким образом образуется 3 петли в каждой ластовице. Далее петли прибавляются так же в каждом втором ряду, пока ластовица не достигнет необходимой ширины.
Когда будет достигнут уровень проймы, петли ластовицы снимаются на дополнительную спицу и дальше перед и спинка довязываются отдельно прямыми и обратными рядами.
На плечах детали соединяются либо сшиванием, либо ввязыванием погона.
Рукава вяжутся по кругу и начинаются с провязывания петель ластовицы, а затем набора петель из кромочных переда и спинки вдоль проймы. Во время вязания рукавов петли ластовицы убавляются симметрично прибавлениям до тех пор, пока не останется одна петля “шва”.
По мере дальнейшего вязания петли рукава убавляются с обеих сторон от петли “шва”. Когда рукав будет требуемой ширины, вяжется резинка, затем закрывается.
Варианты плеча.
Есть ряд красивых и эффектных традиционных способов добавить деталей к плечам. Соединение путем провязывания по две вместе петель переда и спинки — это простейший способ сделать плечевой шов. Его можно делать как по лицевой стороне, так и по изнаночной. Здесь рекомендуется взять нить потолще и использовать правую спицу большего номера, в противном случае плечевой шов получится слишком тугой.
Шейная ластовица.
Шейная ластовица — это очень умный способ добавить форму в точке, где плечи поворачиваются к шее. Когда будете закрывать плечевые петли, от проймы к шее, остановитесь за несколько петель до горловины.
На правой спице одна закрывающая петля. Треугольная ластовица начинается с провязывания одной петли одного плеча, таким образом у нас на правой спице две петли. Поворачиваем вязание и провязываем две изнаночные по изнаночной стороне, затем первую петлю другого плеча. Таким образом ластовица имеет уже 3 петли. Каждый ряд вводим в работу по одной петле то одного, то другого плеча, пока все петли с обоих плечей не присоединим к ластовице. Затем объединяем петли обеих ластовиц и петли горловины переда и спинки и вяжем бейку горловины.
Плечевые погоны.
Есть два способа, каждый из которых широко используется в ганзейских свитерах из Шотландии. Первый вяжется поперек, как продолжение переда, так что узор плеча полностью вяжется одной деталью. Это значит, что плечевой шов перемещается на заднюю сторону погона и находится не по центру плеча, как обычно.
Связав погон на желаемую ширину, погон со спинкой сшиваются вместе.
Более интересный плечевой погон вяжется с лицевой стороны плеч. Чтобы сделать этот тип погона, плечевые петли помещаются на спицы, а петли погона набираются на вспомогательную нить со стороны шеи.
Провязывается ряд контрастной нитью, затем вводится в работу основная нить и вяжется погон выбранным узором, присоединяя в каждом ряду по одной петле, то со стороны переда, то со стороны спинки, провязывая вместе последнюю петлю погона со следующей петлей плеча. Когда присоединятся все петли плеча, тогда погон готов.
Петли погона помещаются на вспомогательную спицу, а затем набираются вдоль проймы при наборе петель рукава. Погон вяжется вместе с рукавом до манжеты. Вспомогательная нить на шее позднее отплетается и петли насаживаются на спицу во время вязания обтачки горловины.
Этот метод также подходит и для вязания узорных жаккардовых свитеров Fair Isle. Начало так же, ластовица так же, после ластовицы помещаем ее петли на вспомогательную спицу, а в этом же ряду набираем в проймах петли стика и продолжаем вязать по кругу. При формировании горловины откладываем средние петли, в этом же ряду набираем петли стика и вяжем горловину. Горловина формируется убавлением петель с обеих сторон стика. Все петли стика закрываются в последнем ряду. Затем сшиваются плечевые петли. Рукава с ластовицей вяжутся так же как и в ганзейском свитере. Стики горловины разрезаются , набираются петли бейки и вяжутся по кругу. Стики затем обрабатываются, подгибаются и пришиваются.
Несколько примеров современных ганзейских свитеров.