Первые поселенцы прибыли в Исландию из Норвегии примерно в 9-м веке. Они пересекли Атлантику в открытых лодках и привезли с собой овец и других домашних животных. С того же времени велась оживленная торговля овцами, шерстью и шерстяными товарами. Старейший вязаный предмет, найденный в Исландии — это простые вязаные шерстяные варежки, датируемые первой половиной 16-го века. Варежки были найдены при археологических раскопках в Стораборге в Южной Исландии.
Условия, в которых сложилась вязальная традиция, могут многое объяснить. Во время распространения вязания по стране Исландия вступила в так называемую «долгую ночь», которая длилась с конца 14-го века до середины 19-го. Она стала колонией Датского королевства и была территориально и экономически изолированной. Жизнь была чрезвычайно суровой и иностранцы, которые путешествовали по Исландии, были в ужасе от увиденного и тяжелых условий жизни.
Из-за расположения в регионе с высокой сейсмической активностью страна регулярно страдала от природных катаклизмов, таких как землетрясения и извержения вулканов. Так, извержение вулкана Лаки в 1783 году, которое было в сущности разломом земной коры на длину 24 км с более чем 100 кратерами, и продолжалось более 6 месяцев, унесло жизни 20 000 человек, что составляло почти треть населения страны. Скот погибал тысячами и в течение последующих двух лет исландцы потеряли 70% всего домашнего скота. Трудно сказать, как жителям удалось пережить такие события, но к 18-му веку численность исландского населения резко упала до 40 000 жителей.
Самая очевидная причина того, что вязание так быстро укоренилось и распространилось — это универсальность и практичность вязания по сравнению с ткачеством, которое требовало более сложной обработки материала, наличия инструментов и пространства для работы. Еще одной причиной, тоже вполне очевидной, является обилие сырья.
Вязание производилось как для собственного потребления, так и на экспорт. Примерно в 1624 году на экспорт шло свыше 72 000 пар чулок и 12 000 пар варежек. Вязали как женщины, так и мужчины. Темными зимними вечерами все собирались в одной комнате вокруг камина, вязали и слушали старые саги, читаемые вслух. Окна были очень маленькие, помещение слабо освещалось лампами на рыбьем жире, и вязали практически вслепую.
«Когда тебе будет четыре года, ты должен начать работать. Трем вещам ты должен научиться: чтению, прядению и вязанию». Этот свободный перевод старой народной песни означает, что дети должны были уметь вязать с очень раннего возраста.
Начиная с восьми лет от ребенка ожидалась пара носков в неделю, это считалось подходящей нормой. Служанка могла связать пару длинных чулок в день при условии, что ее не тревожили. Две горничных, работающих вместе, могли сделать четыре свитера в неделю. Они садились напротив друг друга и вязали вдвоем один свитер по кругу. Одежду подваливали после вязания, чтобы она стала более плотной и теплой. За неделю до Рождества работа кипела, ведь каждый хотел иметь новую одежду к празднику. Те, кто ее не имел, могли быть съедены рождественским котом, большим и страшным животным, о котором говорилось в сагах.
Чаще всего вязали на тонких спицах, 1 мм или даже тоньше. На взрослый свитер набиралось до 800 петель! Главным образом вязали по кругу на пяти и более спицах. Те, которые не использовались, хранились в специальных деревянных коробках, напоминающих пенал. Они обычно украшались резьбой с именем владельца и датой, и изредка стихами и узором.
По большей части вязали из пряжи натуральных цветов, но те, кто имели средства, украшали нарядную одежду вышивкой или цветной пряжей. Зажиточные носили одежду из иностранных материалов, таких как шелк и бархат, обычными были шелковые чулки.
В Национальном музее Рейкьявика есть восемь книг с ручными рисунками для вышивки и ткачества. Старейшая из них — 17-го века. В двух из восьми книг узоры подходят для вязания.
Не известно, как в действительности выглядели свитера, связанные на экспорт, потому что ни одного из них не сохранилось. И это не удивительно, ведь это были, скорее всего, грубые одноцветные свитера для рабочего класса в Европе, которые уничтожались по мере изнашивания. Уникальные характеристики исландской шерсти, вероятно, способствовали популярности этой одежды за границей: она очень теплая и водоотталкивающая, но при этом очень легкая. Как полагает директор Исландского национального музея, они были связаны простой чулочной гладью из пряжи одного цвета. Старые фотографии иногда изображают людей, одетых в однотонный свитер с резинкой в качестве единственного украшения. Вообще, вязальная традиция Исландии не создала роскошных образцов, и мы не увидим шедевров, зато исландское вязание отличается большой практичностью.
К сожалению, сохранилось до обидного мало предметов вязаной исландской одежды. Но те, что можно увидеть в музеях, представляют определенный интерес.
Мужские варежки обычно имели два больших пальца по практическим причинам. Это рабочие варежки, и большие пальцы выходили из строя гораздо раньше, чем все остальное. Когда образовывалась дыра, можно было перевернуть варежку другой стороной и продолжить работу. Неиспользуемый палец заправлялся внутрь. Они не различались на правую и левую и носились на обеих руках. Рыбацкие варежки вязались заведомо больше, слегка подваливались, и продолжали уваливаться во время работы в морской воде. Манжета не была длинной, чтобы варежку можно было легко стряхнуть с руки во время работы. Очень часто использовался узор в виде креста, который служил оберегом в море.
Современные варежки вяжутся из более толстой пряжи, чем раньше. Чтобы связать старинные узоры, нужно сохранить правильные пропорции и уменьшить количество петель. Сейчас в узоре используется одна петля, тогда как раньше их было четыре (2 на 2).
Вязаные стельки с узором из восьмиконечных звезд называются rosaleppar. Они вяжутся платочной гладью на двух спицах каким-нибудь узором. Дети, которые учились вязать, начинали с полосатых стелек платочной гладью.
Стельки и вязаные чулки носились вместе с мягкой обувью, сшитой из бычьей, овечьей, тюленьей или рыбьей кожи. Длина путешествия могла быть измерена количеством сношенных пар. Семь или больше пар могло потребоваться для путешествия в несколько километров, от одной фермы до другой. Эта мягкая обувь носилась ежедневно как мужчинами, так и женщинами до 20-го века. Сейчас она используется только в народном костюме.
Вязаный жакет или peysufot — это простая ежедневная форма традиционного исландского женского платья. Оно получило свое название от пейсы, темно-синего (позднее черного) кардигана, связанного чулочной гладью. Интересная особенность — это его форма.
Жакет вязался бесшовно, следуя линиям женского тела. Сзади была короткая шлица. Корпус вязался по принципу реглана и сужался к талии. Комбинация убавок и прибавок формировала форму груди и локтей. Форма так хорошо задана, что этот жакет невозможно разложить ровно на плоскости. Маленькая синяя или черная шапочка с длинной шелковой кисточкой называлась skotthufa и носилась в комплекте. Сегодня оба этих предмета обычно шьются из ткани.
Исландцы говорят: «Овцы были необходимы для нашего выживания. В многовековой борьбе за право жить на этом негостеприимном острове, они были нашим самым главным ресурсом, источником пищи и одежды, защитой от сурового климата. Без овец Исландия осталась бы непригодной для жизни».
Овцы являются неотъемлемой частью самосознания исландцев, это животное ассоциируется с чистой природой, трудолюбием и настойчивостью. Исландцы живут в ритме, который диктует разведение овец: окот весной, сенокос летом, забой овец осенью и работа с шерстью зимой.
Современные исландские овцы являются прямыми потомками овец, привезенными на остров викингами. Это североевропейская короткохвостая порода, она относится к тому же типу, который преобладает в Скандинавии и на Британских островах с 8-9 века. Со временем было сделано несколько попыток улучшить исландскую породу путем скрещивания с другими. Все они закончились неудачно, так как появились болезни, привнесенные «свежей кровью». В результате все животные, получившиеся от скрещивания, были выбракованы и весь эффект сведен на нет.
Сейчас запрещено импортировать в Исландию любых овец. Улучшение производится селекционным отбором внутри самой породы. Генетически сегодня исландские овцы те же, что и 1100 лет назад. Возможно, это старейшая и чистейшая порода в мире.
Исландские овцы среднего размера. Цвет шерсти чаще белый, но могут встречаться овцы 27 самых разных оттенков: от песочного и кремового до серебристо-серого, темно-коричневого и черного. Эта мощная шерстяная копна колышется на тонких стройных ножках, которые, как и симпатичная мордашка, начисто шерсти лишены.
Особенности климата этого острова — сильные ветры, повышенная влажность, резкие перепады температур — и его уединенность отразились на формировании породы и качестве шерсти.
Шерстяной покров состоит из двух слоев, грубого тога (Tog) и тонкого тэла (Thel).
Тог — наружный слой шерсти, защищающий овец от неблагоприятных внешних воздействий: ветра, пыли и дождя. Это блестящее, слегка волнистое, прочное, длинное волокно (до 45 см длиной), напоминающее мохер. Тонина 25-27 мкм. Ввиду того, что он покрыт слоем ланолина, шерсть не намокает, а капельки воды просто скатываются с нее, оставляя овцу практически сухой.
Тэл — внутренний слой, защищающий овец от холода и резких колебаний климата. Это очень тонкий, мягкий и короткий пух, тонина которого не превышает 10-11 мкм.
В связи с небольшим объемом настрига (1,8-2,3 кг), из которого для качественного трикотажа годится только 15%, шерсть исландских овец невозможно применить для промышленного производства. Ее используют для изготовления пряжи для ручного вязания (обычно это смесь тога и тэла, тонина 10-27 мкм). Высокая валкость шерсти позволяет делать из нее мягкие шляпки, тапочки и различные аксессуары.
Порода знаменита своей шерстью на весь мир, но в Исландии ее выращивают преимущественно на мясо. Более 80% дохода от овец Исландия получает от мяса.
В начале 20-го века в Исландии происходили большие социальные изменения. Наконец-то была получена политическая независимость. Новые технологии произвели революцию в исландском образ жизни больше, чем в любой другой стране. Всего за несколько десятилетий условия жизни стали неузнаваемо лучше. Ручное вязание в качестве домашней отрасли промышленности стало угасать, перестали вязать мужчины, и женщины продолжали вязать только в качестве хобби. Но, хотя вязание стало терять свои позиции, оно до сих пор входит в учебную программу начальной школы.
Осенью овец собирают в одно большое стадо, из которого каждый владелец выбирает своих, чтобы увезти их на зимнее содержание. Процесс длится несколько дней, собирается большое количество не только фермеров, но и просто зрителей. По окончании это выливается в большой праздник, с песнями и весельем.
Раньше лопи называли чесанную шерсть, которая была вытянута в толстую прядь для дальнейшего прядения на веретене или на прялке. Когда производство текстиля было впервые механизировано, из шерсти на фабрике делали пластины ровницы и возвращали фермерам, чтобы они скрутили их дома. В некоторых культурах эта упаковка ровницы называется «сыром», потому что ее форма напоминает сырную головку. Исландский термин «лопи» относится и к самой пряди, и к ее форме.
Непряденая лопи сейчас часто используется для вязания, и начало этому было положено в 20-е годы. Тогда одна исландка, вместо того, чтобы спрясть ровницу для вязания, попробовала вязать лопи без прядения и, работая на маленькой ручной машинке, сумела связать шарф для мужа. Эксперимент удался, и она написала о нем в буклете по ручному вязанию в 1923 году, после чего метод стал набирать популярность.
До второй мировой войны было модно вязать из лопи свитера по типу норвежских, с широкой узорной полосой на груди. Первый исландский свитер с рисунком вокруг плеч, как большой воротник, появился в конце 50-х. Точно не известно, когда появилась первая круглая кокетка, но некоторые помнят, что впервые увидели ее в 1956 году на страницах шведского вязального журнала. Свитер имел круговой узор на плечах в красно-сине-белом цвете и назывался «исландский свитер».
После этого похожий рисунок был опубликован в 1957 году в газете исландского женского союза. Такие же узоры появлялись в немецких и датских вязальных журналах и иногда назывались гренландскими дизайнами.
Были ли гренландские бисерные воротники прообразом норвежских и исландских свитеров с круглой кокеткой, об этом ходят споры. С одной стороны, есть определенное сходство между бисерными и вязаными узорами и их расположением. Этот стиль получил широкую известность после того, как члены датской королевской семьи были сфотографированы в национальных гренландских костюмах во время их визита в Гренландию в 1952 году.
Гренландия — крупнейший в мире остров, покрытый толстой ледяной шапкой толщиной 3 км. Зима здесь длится от 6 до 8 месяцев. Обитаема только узкая длинная береговая линия. Жители острова — гренландские эскимосы, или инуиты. Гренландцы живут главным образом охотой на тюленей, большое количество которых они находят на берегу. Мясо тюленей съедобно, а кожа продается торговым компаниям или используется для производства одежды.
Бисер был формой твердой валюты в Гренландии последние 200 лет. Еще в 17-м веке многие китобойные суда приходили в Гренландию из Голландии, привозя молочно белые и синие бусины из Амстердама. Китобои обменивали бусины, называемыми sapanngat или «стеклянные кораллы», на тюленью кожу, ворвань и китовый жир. Но бусины были найдены в Гренландии задолго до приезда европейцев с их стеклянными кораллами.
Бусины разных форм и размеров издавна используются в гренландской одежде. Если мех, кожа, сухожилия, раньше и сейчас, функциональны для одежды, то бусины преследуют только одну цель — украшение. В Гренландии использование бусин достигло своего пика в большом разноцветном воротнике, являющемся частью выходного костюма, который сегодня составляет национальный женский костюм.
Гренландцы делали собственные бусины из доступных материалов, например, из кости и камня. Они также выпиливали маленькие граненые бусины из позвонков маленькой рыбы. Они красились кровью, нанизывались на узкие кожаные ремешки и носились как ожерелье. Другие обычные виды бусин делались из зубов диких животных, таких как грызуны, тюлени, нарвалы, белые медведи и некоторые виды китов. Предметы с дырочками рассматривались как благотворный символ женского плодородия и бусины часто носились как средство защиты.
По мере доступности бусин воротники становились все больше и украшались все гуще. Еще в середине 19-го века воротники едва покрывали плечи, тогда как к началу века они выросли так, что почти доходили до локтей.
Сейчас продолжают использоваться традиционные материалы, но наиболее широко распространены бусины из стекла и искусственных материалов. Хотя эти импортные бусины никогда не были дешевы, медленно, но верно они составили часть наиболее красочного костюма, который женщины повсюду в Гренландии носят по случаю праздников.
Большой бисерный воротник может весить 1,5 кг, состоять из более чем 65 000 маленьких стеклянных бусин, и на его изготовление может потребоваться два месяца работы. Бусины нанизываются в виде сетки, эта техника не уникальна, такие же бисерные работы найдены во многих уголках мира.
Не менее интересна и обувь гренландцев. Эти высокие сапоги нзываются kamik, они шьются из тюленьей кожи нитью из сухожилий, сверху украшаются кружевом и вышивкой шелковыми нитями.
Нижняя узорная полоса представляет собой тончайшую инкрустацию из разноцветной кожи.
Последняя фотография — это не фотомонтаж. В 2009 году дизайнер Peter Jensen представил на Лондонской неделе моды свою новую коллекцию. Ответом на нее были многочисленные протесты, призывающие запретить продажи и выдворить с рынка. Гренландские женщины сочли ее оскорбительной и посягающей на национальную самобытность.
Однако, мы сильно отклонились от темы.
Еще до фотографии датской семьи, в 1930 году вышел датско-норвежский фильм «Эскимо», романтическая история о любви европейца и красавицы-гренландки.
Фильм был очень популярен, и многие женщины находились под впечатлением. Одной из них была Аннихен Сибберн, норвежка, историк, исследователь и дизайнер. В 1929 году она путешествовала по Норвегии с целью собрать старые традиционные норвежские узоры и опубликовала сборник, которым до сих пор пользуются вязальщицы не только в Норвегии. Во время просмотра фильма она своим дизайнерским взглядом заметила красивый костюм главной героини, возникла идея перенести узор на свитер, и она тут же набросала схему узора.
Вскоре Аннихен разработала свитер с круглой кокеткой, который она назвала «Эскимо». Он был опубликован в прогрессивном норвежском женском журнале «Urd» и произвел немедленную сенсацию. И на следующий год она включила его в свою книгу «Norske Strikkemonstre».
Свитер «Эскимо» Аннихен Сибберн.
Она соединила старый норвежский метод кругового вязания с простым графическим дизайном, и он выглядел очень современно. Было предложено вязать корпус двумя деталями и соединять вместе во время вывязывания круглой кокетки. Это значит, что уже в 30-х годах этот дизайн был известен и популярен в Норвегии.
В 1928 году уже шотландский журнал «The People’s Friend» опубликовал популярное вязальное приложение под заголовком «New Fair Isle Design». Как подобает тому времени, буклет публиковал современные описания для спортивной одежды для обоих полов. В этом номере была молодежная туника «Heather» с необычной цветной кокеткой. Корпус вязался снизу по кругу, затем разделялся, и перед со спинкой вязались раздельно, формируя круглую выемку. Затем части снова соединялись и вязалась по кругу цветная кокетка. Эта вставка кокетки в корпус, который было уже выкроен и сформирован, определила конструкцию, которой следуют до сих пор.
Сначала преобладали распространенные узоры типа ОХО, а уже в 40-х стали популярны большие мотивы «Звезды и деревья». Они были шириной в 25 и более рядов и явно отличались по дизайну от норвежских во время Второй мировой войны. Это очень важно, ведь оккупированная Норвегия была союзницей Германии, и в такой ситуации шетландские вязальщицы путем выбора узоров показывали, что они не имеют с Норвегией ничего общего. Такие узоры удобно вписывались по вертикали в дизайн, формируя круглую кокетку.
В начале 50-х появились новые цвета и типы пряжи. Ручное жаккардовое вязание было затратным по времени и дорогим, но кокетка была удачным коммерческим решением: тело вязалось на машине, а только цветная жаккардовая кокетка вручную. К 60-м годам дерево и звезда стали легко узнаваемым образцом шетландского дизайна.
В 1952 году другая норвежская дизайнер, Unn Soiland Dale, увидела в витрине лондонского магазина фотографию датской семьи и тоже вдохновилась красотой костюмов. Она придумала собственный дизайн и назвала его «Эскимо», возможно позаимствовав название у Аннихен Сибберн.
Все ее друзья в Лондоне были восхищены, и когда его увидел редактор журнала «Woman’s Own», он предложил ей составить описание. Когда Дале привезла свое «Эскимо» домой в Норвегию, она доработала его в более насыщенных цветах, и дизайн стал неотъемлемым в большом коммерческом проекте Дале по продвижению норвежской вязаной одежды. Кокетка «Эскимо» постоянно публиковалась в Норвегии в многочисленных буклетах, выпускаемых разными производителями пряжи, с начала 50-х годов.
Таким образом, эта идея возникла примерно в одно и то же время в разных местах. Кто был первым, сейчас уже невозможно установить, да и так ли это важно?
Дословно лопапейса означает свитер (пейса), связанный из лопи. В Исландии лопапейса впервые появилась как коммерческий продукт с целью поддержать отечественную экономику и использовать местную шерсть в ответ на засилье импортных товаров. За короткое время лопапейсы стали очень популярны и превратились в национальный символ антиглобализма. Это большая редкость, чтобы вещь, только появившись, стала традиционной. В Исландии все поголовно носят лопапейсу: это практично, удобно, тепло и патриотично. В 70-х лопапейса вышла на мировой рынок и стала наиболее модной и продаваемой в мире.
Она вяжется полностью по кругу, и корпус, и рукава. С самого начала лопапейса вязалась вручную и остается такой. Возможно это то, что делает лопапейсу уникальной и отличающейся от других свитеров с кокеткеой. Некоторые спорят, что лопапейса должна вязаться из пряжи натуральных цветов, хотя по факту первые лопапейсы были ярких цветов и натуральные оттенки напоминали исландцам бедное прошлое. Другое важное отличие — это толщина пряжи. Толщина нити позволяет свитеру быть полностью связанным руками. Шерсть тоже важна — толстая, но легкая, благодаря уникальному качеству исландских овец и шерсти, которую они производят.
В 1957 году шерстопрядильная фабрика ALAFOS начала производить непряденную пряжу в коммерческом масштабе. Хотя ручное вязание стало менее экономически выгодным во многих культурах, эта благородная пряжа поднимает скорость достаточно, чтобы сделать ручное вязание прибыльным.
35 лет назад была основана Ассоциация ручного вязания. Она создалась женщинами, которые использовали вязание как дополнение к семейному бюджету, для облегчения маркетинга и продажи своих вязаных вещей. Через несколько лет открылся магазин для продажи товаров, связанных членами Ассоциации. Сегодня этот магазин является процветающим бизнесом и продуманным местным ориентиром. Самая оживленная торговля — в летние месяцы, когда наиболее велик поток туристов.
Каждый приезжающий считает своим долгом привезти из поездки самый характерный сувенир страны — настоящую лопапейсу. Говорят, в сезон они улетают, как горячие пирожки.
Нам, к счастью, не обязательно ехать в Исландию, чтобы заиметь такой свитер.
Хотя свитер с круглой кокеткой выглядит сложным, вязать его не трудно.
Для расчетов очень хорош процентный метод Э. Циммерман, то есть, все размеры рассчитываются как проценты от главной мерки — объема груди, которая и берется за 100%.
Корпус и рукава вяжутся раздельно до пройм. Затем соединяются на длинные круговые спицы и вяжется кокетка. Простейший способ задать ее форму — это разместить три ряда убавлений между полосами узоров. Для человека среднего сложения высота кокетки от подмышки до горловины составляет 25% от обхвата груди. Нужно разделить глубину кокетки на 3 секции. До середины кокетка вяжется без убавлений. Первое убавление делается на середине кокетки. Ряд убавок вяжется так: 2 лицевых, 2 вместе по кругу до конца ряда. Второе убавление — на высоте кокетки 2/3-3/4. В этом ряду надо убавить 33% петель в ритме 1 лицевая, 2 вместе. И последнее, третье убавление — за 2-3 см от горловины, в ритме 1 лицевая, 2 вместе, 2 вместе. Убавление этим способом удобно делать, если узор расположен в виде цветных полос, тогда ряды убавок нужно подгадать между ними.
Если узор состоит из сужающихся сегментов, можно использовать следующий метод.
В любом случае число петель горловины должно составлять 40% от окружности груди.
В традиционных свитерах обычно не вывязывают росток. В описаниях из рекламных буклетов он не вывязывается никогда, даже именитые дизайнеры часто пренебрегают этим. Вязать его не сложно, тем более что это заметно улучшает посадку.
После объединения корпуса и рукавов на круговые спицы нужно сделать для формирования ростка несколько дополнительных укороченных рядов и только после этого приступать к узорной кокетке. Если позволяет узор, то можно сделать несколько укороченных рядов между узорными полосами посередине кокетки.
Несколько красивых примеров для вдохновения:
Ирина, с огромным удовольствием прочитала Вашу работу, так вкусно и интересно написано! Спасибо Вам огромное! За лопайпесу мне очень даже страшно браться, всегда относилась к ней, что с ней не справлюсь. Но после Вашей статьи подумала: «А вдруг? Может, собраться!». Непонятно только почему вяжут отдельно спинку и перед и лишь потом соединяют.. разве не проще по кругу их связать?
Светлана, спасибо за оценку. Их и вяжут по кругу. “Корпус и рукава вяжутся раздельно до пройм. Затем соединяются на длинные круговые спицы и вяжется кокетка. ” Корпус по кругу и рукава по кругу вяжутся отдельно, и только потом соединяются. А связать попробуйте. Только обязательно свяжите росток. Очень часто вяжу красивые лопапейсы, но горловина наползает спереди на шею, а на спине большеватый вырез, это сразу портит все впечатление, да и носить такую неудобно.